В 2015 году на базе Московского детско-юношеского центра экологии, краеведения и туризма были проведены эти уникальные городские соревнования. В феврале в округах состоялись отборочные этапы, во время которых школьники на основе проблемных модельных ситуационных задач-кейсов выполнили мини-проекты по актуальным вопросам развития Московского региона. Городской этап олимпиады состоялся 1-3 апреля 2015 года. Уникальность мероприятия в том, что это надпредметная олимпиада, ориентированная на развитие личностно значимых для школьников результатов образования и рассчитанная на оценку широкого спектра компетентностных достижений школьников: творческих, коммуникативных, информационных.
Олимпиада имеет четкую структуру - в округах отборочные этапы провели базовые площадки школ и организаций дополнительного образования. В окружных этапах в итоге приняли участие около 850 учащихся, на городской этап были отобраны 96 учеников 7-11-х классов из 26 общеобразовательных организаций. В основном в городском этапе приняли участие те школьники, что занимаются по программам дополнительного образования, участвуют в научных обществах, представляют детские общественные активы.
Основная цель олимпиады - продемонстрировать готовность обучающихся к постановке личностно значимых целей и решению региональных проблем, к построению коммуникаций, позволяющих достичь этих целей наиболее эффективным образом. Олимпиада была проведена в форме трехдневных интеллектуальных соревнований команд и в виде деловой игры-погружения. Ежедневно участникам представляли экспертные установки, проводили работу по сферам в малых группах, а по итогам командной работы следовала экспертная дискуссия. Ведущие установки представляли блестящие лекторы - доктор философских наук, зав. лабораторией МГПУ А.Попов, а также лекторы из МШУ Сколково, факультета государственного управления Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. Каждая группа ребят работала самостоятельно, но при участии кураторов от МДЮЦ ЭКТ. В итоге рейтинг команд и участников определяли по сумме баллов по итогам выполнения заданий по всем направлениям регионального этапа. При этом учитывали и показатели экспертной и взаимной оценки участников.
Содержание олимпиады включало определение учащимися векторов развития и неиспользуемого потенциала Московского региона, а также самоопределение участников по отношению к возможным перспективам региона и конкретных сфер деятельности. На выходе участники олимпиады обозначали индивидуальные стратегии и перспективные проекты в соответствующих сферах. Всего участникам предложили шесть сфер регионального развития по направлениям «Региональное управление», «Бизнес, предпринимательство. Экономика», «Техносфера», «Экология», «Культурно-историческая среда», «Социальная сфера».
Внутри сфер участники организовали такие тематические группы по собственным интересам и приоритетам, как «Технологии в льготной политике для жителей города», «Технологии в образовательной среде. Игровые квесты», «Городской дизайн и комфортная среда», «Москва - технорама. Космические технологии на службе городу», «Технологии развития Москвы и Московской области как единого экономического региона», «Новые технологии очистки городского воздуха», «Информационные технологии в городе. Новый информационный дизайн», «Молодежь и культура. Новые технологии взаимодействия», «Новые технологии очистки городских водных объектов», «Технологии популяризации экологических знаний и состояний городской природной среды».
На третий день олимпиады участники представили результаты работы своих групп, в основном это были проектные разработки, технологические и инженерные решения, эскизы и творческие зарисовки. Результаты работы оценивали доктора и кандидаты наук, а также практики социального проектирования из Российской академии образования, Института экономики РАН, ВНИИ природного и культурного наследия. Победители олимпиады были определены в личном и командном зачете, наилучшие результаты по обоим рейтингам показали ученики школы №1231. По решению регионального оргкомитета 10 победителей олимпиады составили делегацию Москвы на IV Российской компетентностной олимпиаде, которую проводили с 5 по 14 июля 2015 года на территории спортивно-оздоровительной базы «Белые камни» (Чебоксары, Республика Чувашия). В рамках Всероссийской олимпиады команды соревновались в создании новых «цивилизаций», для этого им пришлось освоить различные направления гуманитарного и социально-экономического знания, необходимые любому современному человеку. Олимпиада 2015 года состояла из двух частей: часть первая - «Планета» и часть вторая - «Выбор». В ходе работы команды прошли этапы соревнований: семиотика, экономика и экономическая география, политика и право, общество и социальные отношения, культура и духовная жизнь общества, идеология, истина. В первой части олимпиады «Планета» команда «Общинный социализм», ядро которой - 4 человека из 5 - составляли ребята из сборной команды Москвы, набрала наибольшее количество баллов - 2510 и заняла первое место в рейтинге. По итогам общего рейтинга сборная команда Москвы заняла второе место в рейтинге регионов, а член команды - ученица лицея №1502 Арина Пучкова - заняла второе место в личном рейтинге участников.
Весной 2016 года в Москве пройдет Вторая московская компетентностная олимпиада. Отборочные этапы олимпиады уже стартовали в образовательных организациях округов города с 1 октября 2015 года, их проводят образовательные организации - окружные операторы по экологическому образованию, краеведению и образовательному туризму.
Компетентностная олимпиада - уникальный синтез состязаний олимпиадного типа и интенсивной школы, посвященный аналитике и проектированию в масштабе региона. Это концептуально новый образец интеллектуального и проектного спорта, позволяющий детям работать в формате конкурирующих фабрик мысли, которые располагают в качестве ресурсов действующими экспертами в областях гуманитарного и социального знания - российскими экспертами и практикующими специалистами в разных областях гуманитарного знания.