Школа – это не здание. АНО ДПО "Открытое образование"

Школа – это не здание.

/ Просмотров: 7624

[justify][size=12pt]

Татьяна Ишмуратова,

директор образовательных программ

Открытого корпоративного университета

«Школа – это не здание! Это – событие проживания нового опыта» - сделала вывод десятиклассница Алена после своей первой сессии Школы гуманитарного образования Александра Попова.

Что такое Школа гуманитарного образования на самом деле? Это на самом деле Школа. Но не в смысле привычной внешней атрибутики: каждодневным калейдоскопом учебных предметов, уроков, звонков, домашнего задания, учебных планов и показателей успеваемости, мы все это проходили. ШГО – это специальным образом сконструированное современное образовательное пространство, где для авторов, ведущих и участников образовательных программ, самым важным предметом внимания и действия является жизнь молодого человека, участника образовательной программы – с его желаниями, целями, возможностями и перспективами. Вспоминая первые личные ощущения от встречи с этой технологией, могу сказать следующее, такого мощного образовательного эффекта на себе не испытывала никогда. Прожитый на программе внутренний опыт говорил о том, что за три календарных дня прошло, как минимум три года.

[/justify][/size][justify][size=12pt]

Все мы живем в определенный исторический период, принадлежим определенной культуре, связаны определенными социальными отношениями. Но целостного представления о современной картине мира, к сожалению, не возникает даже у прилежного школьника, который проводит за учебой 14-16 часов в сутки. В 14-17 лет наступает момент принятия собственных решений, связанных с собственным Будущем.

Вот тут и возникают проблемы. В растерянности и ребенок, и семья. Где взять знания и способности, воспользоваться которыми можно не только при ответе у школьной доски, но и в решении жизненных ситуаций? Несмотря на то, что процесс самоопределения становится для этого возраста самыми актуальным, вопросы, связанные с личными намерениями, либо не обсуждаются вообще, либо обсуждаются в логике – какой вуз выбрать. В этом плане Школа гуманитарного образования – проект, специально созданный для молодых людей. Сегодня, это сеть открытых образовательных площадок, действующих в различных городах России, программы которых построены на основе эксклюзивных методик и разработок. Школа, уникальная как содержанием, так и своими антропологическими эффектами.

Период обучения в школе гуманитарного образования – два года. Годовой цикл состоит из трех-четырех сессий – выездных интенсивных школ. Где ребята не только участвуют в предложенных образовательных программах (слушают серьезные лекции, работают в группах, делают собственные доклады, презентируют идеи, разрабатывают проекты и многое другое), но и лично общаются с ведущими экспертами страны, профессионалами и тьюторами. Главное, что они, пусть пока в модельной форме самостоятельно решают разнообразные жизненные задачи. В решении предложенных задач участники вынуждены начать смотреть на себя и на ситуацию, в которой находятся, как бы со стороны. Проделав это мыслительное движение в учебных режимах, переносят это умение и в реальную жизнь, начинают задумываться: «Что вокруг меня происходит? Какой я? Кем быть? Что делать?». Эта способность – рефлексия, позволяет осознанно относиться к жизни и принимать участие в строительстве собственной судьбы.

Сама тематика образовательных программ позволяет получить реальные представления об экономических, политических и культурных процессах, происходящих в стране и в мире. Например, на первой сессии «Геоэкономика и рынки современных профессий» ребята под руководством ведущих экспертов делают не только анализ, но и прогноз развития экономики, описывают рынки современных профессий, разрабатывают собственные бизнес-идеи. Таким образом, в сознании ребят появляется целостный пласт представлений – об экономике, тенденциях ее развития и компетенциях, которыми должен обладать современный человек, чтобы жить и осуществлять деятельность в этом пространстве. На следующих этапах – формируется представление о современной «Геополитике» и «Геокультуре». Наложение этих трех пластов, трех срезов современного общества – экономики, политики и культуры, позволяет сформировать целостное представление о том пространстве, в котором мы живет. И в каждом из них в модельной деятельностной игре ребята начинают позиционировать себя в пространстве Будущего. Заключает годовой образовательный цикл сессия «Миры управленческих стратегий», на которой в игровой форме осваиваются современные управленческие практики.

Второкурсники помимо непосредственного участия в сессиях начинают работать над дипломом. Диплом ШГО – это проект собственного профессионального будущего. Под руководством тъютора молодой человек проделывает достаточно серьезную работу.

Важно выяснить, каким делом в жизни хочешь заниматься, сделать ставку на уже имеющийся опыт и компетенции. Понять, какую миссию хочешь нести в мир, какую услугу оказывать людям. Необходимо описать выбранную профессиональную сферу: историю становления и развития, ее структуру и современные формы институализации, уже освоенные практики и технологии, проблемные зоны и перспективы развития.

Определив интересующую проблематику, предположить версии ее решения. Придется поработать, в том числе, и с экспертными изданиями; «повисеть» в профессиональных, а не в тусовочных чатах, внимая и вникая в обсуждаемую тематику; лично пообщаться с ведущими профессионалами и организовать себе практику. В ходе этой работы тенденции развития современной экономики, политики, культуры становятся особенно актуальными. Приходит понимание того, что все мировые процессы оказывают непосредственное влияние на организацию и твоей жизни.

Важным этапом является сопоставление собственных уже имеющихся компетенций с требованиями, предъявляемыми к профессионалу Будущего. Наличие целостного представления о мире, проекта своего Будущего и осознание собственных дефицитов дают возможность начать работать над собой. Появляется индивидуальная образовательная программа, которая не только на получение предметных знаний. Необходимо сформулировать целый комплекс мероприятий по самосовершенствованию и приступить к их реализации.

Изначально человек существует в достаточно жестких рамках, заданных государством, социальными институтами, страхами взрослого поколения и собственными иллюзиями.

За него уже многое определено и решено. Подросток в этих рамках не имеет пространства для собственного движения, и потому либо начинает бессмысленно бунтовать (все знают формы этого юношеского бунта), либо впадает в апатию, когда ему уже ничего не интересно. В ШГО подросток сам начинает задавать себе жизненные пределы, формировать образ будущего жизненного пространства. Тем самым задается поле для самостоятельного определения профессиональной и не только профессиональной жизни. Ведь самоопределение – это не выбор из того, что есть, это размещение себя в пространстве Будущего. Этого пространства еще нет, но оно уже обусловлено, с одной стороны цивилизационными процессами, с другой, личными интенциями каждого из нас. Формирование собственного образа Будущего и размещение его на рынке Будущего – это и есть образование.

Многих родителей волнует вопрос: «Что делать, если ребенка ничего не интересует, и о будущем он не задумывается»? Можно поместить его в образовательную среду, которая создается искусственно, например как в ШГО. Где человек попадая в некоторую ситуацию жизненного выбора, решает ее в пробном поле тренинга. Либо, образовательные проблемы-ситуации создаст сама жизнь, просто в жизни все более рискованно и опасно. Мы часто недооцениваем своих детей. Совершенно обычные девчонки и мальчишки, через пару сессий уже выделяются умными глазами и осознанным отношением к жизни. У них появляются и желания, и сила, и воля для собственного движения.

Сложно объяснить, что такое ШГО на самом деле, человеку, который там не был. Насколько актуальна тематика, обсуждаемая на сессиях, человекосообразны и эффективны образовательные технологии, разработанные автором и руководителем Александром Анатольевичем Поповым. Наши ребята расшифровали название школы следующим образом: Школа – это место встречи, Гуманитарного – человеческого, Образования – значит образа. Место встречи и формирования человеческого образа. И действительно - собственного человеческого образа.   [/justify][/size]