АНО ДПО "Открытое образование"

Будущее просто шло своей дорогой. Опыты конструирования возможностей.

/ Просмотров: 13269

 [justify][size=12]

«Будущее просто шло своей дорогой. Опыты конструирования возможностей» Попов А.А.

П58 «Будущее просто шло своей дорогой. Опыты конструирования возможностей» [текст] / А.А. Попов ; предисл. А.Г. Асмолова — Ижевск : ERGO, 2013. — 252 с. ISBN 978-5-98904-185-5

Аннотация:

Современные молодые люди, оканчивающие школу, определяющиеся с высшим образованием, находятся в простой ситуации выбора между двумя вариантами. Вариант первый, очевидный: стать исправным винтиком общественной машины, идеальным производителем, стоимость которого определяет работодатель, и идеальным потребителем, потребности которого определяют создатели рекламы. Не стоит питать иллюзий, сами работодатели и создатели рекламы являются такими же исправными винтиками. Вариант второй, сложный: научиться управлять собственной жизнью, ставить собственные цели, определять собственные возможности. Для этого придется учиться думать.[/justify][/size][justify][size=12]

Автор книги предлагает научиться думать. На таких разных темах, как творчество братьев Стругацких, русский рок, история европейской философии, мыследеятельностная методология Щедровицкого, он показывает, что книги и песни, написанные когда-то в прошлом, и истории, случившиеся давным-давно с другими людьми, могут быть опорой для определения себя в настоящем и в будущем. Вокруг тем разворачиваются сквозные вопросы, побуждающие молодых людей разных эпох философствовать: Кто я и что такое вообще человек? Что я могу знать? Во что я должен верить? На что я смею надеяться? Будущее — как про него можно думать?
Книга предназначена для тех, кто оканчивает школу или уже стал студентом, но будет интересна также тьюторам, преподавателям и родителям, готовым обсуждать насущные философские вопросы со своими учениками и детьми.

Оглавление


Предисловие Асмолов, А.Г. От Гадких Лебедей к прогрессорам .................................................................................. 5
Опыты конструирования ................................................................................................................................................ 15
«Будущее просто шло своей дорогой!» ......................................................................................................................... 76
Метафизика как гуманитарная практика антропологического представления (историко-философское исследование) ............................................................................................................................................................... 114
* * *
Гуманитарные карты новой страны ............................................................................................................................. 132
Поколение прорыва ....................................................................................................................................................... 151
Школа Гуманитарного Образования —абсолютно поколенческий проект ............................................................... 164
* * *
Подготовка наследников ............................................................................................................................................... 187
Приложения
Максимов, В.В. «Спецназ» образовательного пространства .................................................................................... 198
Ишмуратова, Т.В. Что такое ШГО? .............................................................................................................................. 205
Немцев, М.Ю. Реальность массового тренинга .......................................................................................................... 211
«Наша идеология противостоит всем корпоративным идеологиям» (интервью с А.А. Поповым) ......................... 226
Верховский, Н.С. ШГО как онтологический тренинг ……………………………….………………...........…..................... 234
Как писать выпускную работу в Школе Гуманитарного Образования (подготовил М. Немцев) .............................. 238

Предисловие

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Я заведомо не говорю «юные читатели», ибо, хоть эта книга и предназначена в основном для юношества — учеников старших классов или студентов младших курсов, или тех молодых людей, которые получают образование и строят свою жизнь вне официальных институций, — её читателем вполне может стать и зрелый человек. Книга придётся «ко двору» педагогу, психологу, менеджеру проектов, связанных с использованием и развитием человеческих способностей. Но она заинтересует не только тех, кому вопросы самоопределения и становления человека важны «по долгу службы», а всем, кто ставит такие вопросы самому себе (и это не поздно сделать в 30, в 40, в 50 лет) или кто заботится о развитии собственных детей. Ведь книга, предлагаемая вашему вниманию, представляет собой цикл лекций, доходчиво, и притом на безукоризненной научной и философской основе, описывающий основные представления о том, как человеку конструировать себя и свой жизненный путь, показывающий условия соотнесения собственных планов с действительностью и их реалистичности, ставящий те вопросы, на которые нужно отвечать при продумывании своих действий в современных пространствах деятельности, социальных отношений и культурных символов.

Книга состоит из текстов, в значительной мере различающихся между собой. Больше половины статей в её основной части — это именно лекции, прочитанные автором для его воспитанников, в интенсивных школах, на молодёжных форумах, в ходе индивидуального тьюториала. Но все эти материалы объединяются двумя большими темами, красной нитью проходящей через них.

Первая тема — «обучение свободе» и «обучение распоряжению свободой». Напрямую автор говорит об этом в первой лекции, со ссылкой на подход Э. Фромма к свободе как состоянию, которое ещё необходимо освоить, научиться в нём находиться и использовать его как свой инструмент. Но фактически, возможность свободного полагания своей жизни и свободной реализации своей траектории является стержнем для остальных материалов, в которых обсуждаются уже конкретные методы, которыми достигается свобода, конкретные образы и «способы» жизни, которые её культивируют, а кроме того — честно обозначается, что при любом самоопределении, проектном действии, включении в практику, в её отличии от «деятельности» соблазн бегства от свободы возникнет, и нужно трезво понимать, нужна ли она тебе и в чём её ресурс.

Вторая тема — это введение в конструирование как подход к деятельности и вообще к жизни. Именно так — не придумывание и не мечты о чём-то, чего ещё нет, но очень хочется, чтобы было; не планирование и не проектирование общепринятых действий в заданной и в этом смысле неизбежной ситуации, а — конструирование нового явления, принципиально отличающегося от известных образцов, но основанного на элементах этих образцов, переосмысленных, заново скомбинированных и поэтому приобретающих новое, до этого невиданное качество. Каждая из лекций основной части книги посвящена особому явлению, требующему конструирования: собственной идентичности и своим способностям; Будущему как всеобщему явлению (точнее, используя метафору братьев Стругацких, «островкам Будущего»); поколению и его культурному пространству; Человеку и способам его познания; личному Делу, понимаемому и как бизнес, и как призвание; ближайшей культурно-исторической эпохе и Поколению как её главному субъекту; наконец — образовательному проекту нового типа, обеспечивающему само-стояние и свободу человека. Большинство этих явлений, если не все, традиционно воспринимаются нами как естественные, «случающиеся» вследствие естественного хода событий либо «чуда», или же как создаваемые автоматически, по некоему известному канону или привычки — ведь именно так большинство людей старшего поколения и немалая часть молодёжи подходят к продумыванию своего жизненного пути, выбору профессии или нового места работы, даже к выбору спутника жизни. Именно поэтому мы и говорим о конструировании как о подходе к действительности в целом. Одно дело, если эта действительность воспринимается неизменной и не зависящей от моих усилий — в ней бывает скучно, в ней можно оказаться беззащитным от стихийных сил, но зато в ней в целом спокойно, стабильно и безответственно. Совсем другое дело, если знаешь — твердо знаешь — что действительность не предзадана, а формируема, в том числе, твоими собственными усилиями, с точки зрения твоих интересов. Это иногда изматывает, поскольку нужно всё продумывать, ко всему относиться, во всех событиях «гнуть свою линию», но зато ты становишься как бы равномощен мир или, по крайней мере, всей той ситуации, в которой находишься, становишься независим от её обстоятельств и, в конечном итоге, свободен.

В сущности, две «сквозные» темы книги на самом деле оказываются двумя аспектами целостного вопроса о свободе: её ценности как стержню своей личности — и конструированию как главному инструменту и условию осуществления этой самой ценности.

******
Примечательны тематика и жанр книги, если прилагать к ней привычные представления о юношеской литературе. С одной стороны, тема творения Будущего, как реальности, заведомо отличной от Настоящего и из него не вытекающей, не подчиняющей человека каким-либо «данностям», а, наоборот, позволяющей реализовать собственные побуждения и намерения, требующей конструирования и дающей свободу, давно обсуждается философами, методологами, культурологами. Психолого-педагогическое сообщество активно экспериментирует с использованием этой темы как дидактического и методического ресурса для конструирования возрастно сообразного юношеского образования. Но эта книга впервые выводит вопрос из поля специальных философских и педагогических дискуссий и ставит его перед самими юношами, притом, не как тему для отвлечённых рассуждений и не как интересную задачу, над которой работает одно из профессиональных сообществ, а как насущный вопрос их текущей, можно сказать, повседневной жизни, такой же, каким ещё недавно касалась учебная успеваемость и отношения типа «мальчики-девочки».

С другой стороны, философские тексты о построении собственной жизни, написанные именно как рекомендации, а не как отвлечённая характеристика «объективной реальности», рассматривались как специальная литература для юношества — и преимущественно для юношества! — в последний раз в эпохи Просвещения и романтизма, 150-200 лет назад (тогда всевозможным наставлениям, рассуждениям о жизни, чести и достоинстве, описаниям жизненных стратегий, романам воспитания не было конца). Начиная же с середины XIX столетия, под юношеской литературой подразумеваются либо познавательные книги, дающие представление об объективном устройстве мира, природы, случившихся и состоявшихся исторических событиях, устоявшихся нормах и регулярно воспроизводящихся явлениях общественной жизни — либо энергичные книги, которые сюжетом, содержанием, характерами героев, рассуждениями автора, побуждали молодых людей к активности и деятельности (естественно, общественно приемлемым). Идеальными считались книги, в которых оба этих качества сочетались. И как-то не увязывалось с тем образом литературы для юношества, который создали романы Жюля Верна и Владислава Крапивина, научно-популярные книги и даже рассуждения о современных проблемах и острых ситуациях взросления, что юным людям нужно адресовать книгу философско-методологическую, притом, инструктивную, дающую не яркий положительный образ, на который нужно равняться, и не знание, которое нужно положить в копилку представлений о мире, а технологии, схемы и наставления, необходимые для построения карты и плана собственной будущей жизни. (Заметим, что когда мы говорим об этой книге как об инструкции, мы имеем в виду только направленность текстов, но не их строение и язык: язык автора образен, сочен, про сложные вещи он говорит с такой силой убедительности, что хочется вчитываться и разбираться; словом, со скучными инструкциями нет ничего общего.) В этом – большое новаторство Александра Попова. Строго говоря, даже многочисленные философские книги для юношества, созданные в период от античности до романтиков, были преимущественно описанием норм и характеристикой людей, которые соблюдают эти нормы в своей жизни и деятельности. Эта же книга позволяет реконструировать или построить нормы, а главное, даёт представление о том, как организовать себя для обозначения и достижения собственной цели.

При этом, автор не отказывается от сообщений «положительных» знаний о действительности — о современных социологических и культурологических концепциях, о философских взглядах Платона и Аристотеля, Канта и Дильтея, о стратификации современных семей и воспитываемых ими детей, и так далее. Но эти знания показываются и подаются, опять-таки, с инструментальной позиции, как условия для определения и конструирования своего пути, или как методы такого конструирования, в конечном итоге — как капитал, призванный работать на своего хозяина, а не как «неприкосновенный запас неизвестного назначения» (чем грешат даже многие современные учебники).

Её девизом может быть: «Не обучать и не поучать, а давать инструмент!» — и хочется, чтобы такие вот «инструментальные» книги для юношества заняли достойное место в нашей научно-популярной, художественно-публицистической, педагогической литературе.

Есть ровно один момент, который может смутить юных читателей книги, поскольку, рискует не увязаться с их представлением о действительности; о нём хочется заранее предупредить и объяснить, как его не бояться, а, наоборот, использовать. Момент этот связан с тем, что большинство материалов книги были созданы в первой половине 2000-х годов. Во-первых, в эту культурную эпоху в России и «русском мире» воспоминания о перестройке и 1990-х годах, об их грустной по настроению, но проблемной и поэтому продуктивной по содержанию культурной ситуации, были не только остры и актуальны, но задавали установку на поиск социально-инженерных и социокультурных ходов, обеспечивающих некое «нормальное» состояние общественных отношений, а также установку на оформление образа этого «нормального» состояния. (Ярче всего эта взаимосвязь «грустной» культурной ситуации и оптимистически-поисковых социально-инженерных установок видна в лекции «Гуманитарные карты новой страны».) Во-вторых, это был период своеобразного апофеоза либеральной версии глобализации, когда казалось, что взаимосвязь разных точек планеты и скорость общения между ними будут неуклонно развиваться, и Земля вскоре окончательно станет единым пространством; развитие технологий также будет быстрым и неуклонным, вследствие чего, от человека уже скоро будут требоваться организующие и смыслопорождающие действия, но никак не прямая работа с материей; в конечном итоге, разумная и мобильная индивидуальность, ориентированная на полагание и реализацию свободного будущего, обретёт все необходимые условия для своего торжества. Но уже вторая половина 2000-х, особенно, начиная с череды «цветных революций» в «русском мире», и потом с мирового экономического кризиса, внесла коррективы в эти представления о действительности как о пространстве стратегирования и начала деятельности для юношей, ориентированных на конструирование миров — собственного и объемлющего. Если брать культурную идентичность юного поколения, связанную с музыкой и с песенным творчеством, то про современность необходимо признать, что от остросоциального русского рока мы пришли, с одной стороны, к рефлексии отечественной и мировой культуры («Мельница», вообще фолк-рок и производные от него явления), с другой стороны, к рефлексии внутренних сил человека, плотно завязанных на его эмоциональную сферу, и к воспеванию тех возможностей, которые даёт «эмоциональный капитал» (чего стоит хотя бы последний альбом «Земфиры»). Однако, все эти изменения сами по себе никак не противоречат методологии самостановления, самоопределения, личностного стратегирования, о которой как о важном личном инструменте рассказывается в книге; они только изменили круг возможных примеров и те внешние условия, относительно которых человеку нужно определяться и действовать. Упомянутые изменения в культурном пространстве юношества вообще, скорее, способствуют индивидуализации, самоосознанию и полаганию Будущего из собственных интересов, чем проблематизируют их. В связи с этим, хочется пожелать читателям самостоятельно анализировать текущие события как пространство своего самоопределения и деятельности, благо, Интернет даёт исчерпывающие возможности для такого анализа, а автору — в новых лекциях специально затронуть вопрос о социокультурных изменениях в России и в мире и об использовании этих изменений при конструировании миров собственной жизни и деятельности, разного масштаба и степени сложности.

Особое внимание хочется обратить на приложения к книге. Может показаться, что они не содержат в себе тех ценных схем, моделей, рекомендаций относительно построения миров собственной жизни и деятельности, личных стратегий; что они описывают какие-то конкретные образовательные проекты и методики, которые могут совсем не пригодиться читателю. Однако, такое впечатление будет поверхностным и совершенно обманчивым. Конкретные ходы, обеспечивающие самоопределение и личностное жизненное конструирование, которые описываются в приложениях, могут, как минимум, подчеркнуть практичность, жизненность даже самых «отвлечённых» и теоретичных моментов авторских лекций; показать, что все описанные им установки не просто реальны, но реализуемы в специально выстроенных условиях. Как максимум, описанные образовательные ходы станут приглашением для старшеклассников и студентов к включению в них — или, может быть, к построению таких миров жизненного конструирования и личностного развития собственными силами.
В течении всего предисловия я ничего не говорил об авторе, кроме намёков и прямых ссылок на его мысли, предположения, утверждения, с которыми вы познакомитесь в книге. В сущности, она скажет и о квалификации автора, и о его роли в развитии юношеского образования в России, и о его взглядах и предпочтениях, лучше, чем любой обозреватель. Но всё же остановлюсь специально на том, что автор принадлежит к так называемому «поколению перехода» и с 1993 года начал поиски образовательных форм, позволяющих строить модель индивидуального будущего и формировать стратегию своих действий, а в 1996 году провёл первое образовательное мероприятие, решавшее эти задачи — интенсивную сессию под названием «Школа гуманитарного образования». Этот образовательный проект реализуется в различных регионах нашей страны.
Александр Попов и сегодня не оставляет поисков новых форм работы с подрастающими поколениями, пользуясь языком А. и Б. Стругацких, будущими «прогрессорами». Автор обращает внимание на достижение и освоение ими свободы и свободного действия.

И я очень надеюсь, что сюжет этой книги, подобно истории Андерсона о гадком утенке, поможет им не бояться жизни, не испытывать страха перед властью, в конце концов, стать лебединой стаей.

Александр Асмолов.

 [/justify][/size]

По вопросам приобретения книги обращаться aklor@mail.ru или по вкладке Контакты.