Резолюция межрегиональной конференции "Открытое образование и региональное развитие" АНО ДПО Открытое образование

Резолюция межрегиональной конференции "Открытое образование и региональное развитие"

Резолюция по итогам
Межрегионального семинара-конференции  по проблемам развития дополнительного образования детей
«Открытое образование и региональное развитие»
 
 В условиях реализации Концепции развития дополнительного образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, межрегиональный семинар-конференция стал площадкой предъявления результатов этапа апробации, где прошло обсуждение проектов и программ, которые были разработаны и начали свою реализацию в различных муниципальных образования региона за последний год. Для осуществления перехода от апробации к этапу полноценной институциализации на региональном уровне ключевых модельных изменений, крайне важным шагом стало обобщение имеющегося успешного опыта внедрения изменений, соответствующих основным приоритетам развития отрасли.
 На материале докладов участников семинара-конференции, презентовавших успешные опыты разработки и реализации модельных образовательных программ, программ летнего образовательного отдыха, проекты муниципальных программ развития систем дополнительного образования и молодежной политики стало возможным оформить комплекс действий, нормирующих и систематизирующих процесс модернизации дополнительного образования автономного округа на следующем этапе реализации Концепции.
В ходе конференции участниками были выделены пять направлений модернизации системы дополнительного образования Ханты-Мансийского автономного округа:
  1. Организационно-управленческое
  2. Материально-техническое
  3. Содержательно-методическое (технологическое)
  4. Кадровое
  5. Нормативно-финансовое
В результате конференции были разработаны предложения по развитию отрасли в каждом из перечисленных направлений, которые могут способствовать эффективной реализации Концепции на территории Округа. Предложения оформлены в три смысловых блока, определяющие организационные, технологические и нормативные решения, которые по-мнению участников позволят повысить эффективность работы региональной системы дополнительного образования и молодежной политики, обеспечат межведомственную координацию деятельности и консолидацию ресурсов при достижении общих целей, а именно создания единого открытого образовательного пространства для детей и молодежи.
 Организационно-управленческий контур и кадровая политика:
  1. Обеспечить взаимодействие департаментов образования и молодежной политики, физической культуры и спорта, культуры в целях реализации Концепции открытого дополнительного образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Разработать механизмы взаимодействия и план совместных мероприятий.
  2. Привести Муниципальные программы развития системы образования и молодежной политики в соответствие с Концепцией развития дополнительного образования и молодежной политики. Пересмотреть планы мероприятий и структуру бюджета на 2016 и последующие годы. Разработать и рекомендовать новую структуру программ муниципального развития, предусматривающую описание ключевых элементов модели дополнительного образования и молодежной политики, реализуемой в Округе.
  3. В связи с созданием региональных менеджерского и тьюторского центров, утвердить положение и создать сеть муниципальных менеджерских и тьюторских центров, а также сеть муниципальных координаторов, обеспечивающих взаимодействие с региональными центрами и осуществляющих оперативную координацию деятельности по развитию дополнительного образования и молодежной политики на муниципальном уровне. На уровне региональных менеджерского и тьюторского центров утвердить проекты планов муниципальных координаторов, тьюторских и менеджерских центров.
  4. Обеспечить проведение двух установочных стратегических сессий в год для представителей менеджерских и тьюторских центров, координаторов осуществляющих аналогичную деятельность на уровне муниципальных образований, с целью синхронизации и координации деятельности по развитию дополнительного образования и молодежной политики на уровне региона.
  5. Организовать реализацию программ по переподготовке кадров в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре с выдачей дипломов государственного образца.
  6. Обеспечить проведение кадровых программ и курсов повышения квалификации для специалистов округа, направленных на освоение компетенций и навыков необходимых для проектирования и реализации современных открытых образовательных программ в компетентностном подходе.
  7. Обеспечить целевое обучение молодых кадров в соответствии с приоритетами Концепции развития дополнительного образования и молодежной политики. Разработать концепцию и программу региональной кадровой политики.
  8. Осуществить формирование реестра необходимого материально-технического обеспечения на основе муниципальных программ, разработанных в соответствии с Концепцией развития дополнительного образования и молодежной политики.
  9. Привести в соответствие с реализуемой в регионе концепцией открытого дополнительного образования систему индикаторов и показателей качества работы системы дополнительного образования и молодежной политики, физической культуры и спорта, системы культуры. Разработать единую систему ключевых показателей эффективности отрасли на базе которой должны быть разработаны новые системы оценки любых конкурсных и экспертных процедур и проч.
  10. Определить ключевые («якорные») проекты и мероприятия реализуемые в системе дополнительного образования, установить сроки их проведения в соответствии с календарями проведения мероприятий иными департаментами, что позволит обеспечить качественную подготовку данных мероприятий и участие в них представителей всех муниципальных образований. Подготовить информационно-методические материалы для руководителей и специалистов отрасли о каждом из якорных проектов и обеспечить их распространение во всех муниципальных образованиях.
 Содержание, методики и технологии образовательных программ:
  1. Провести мониторинг негосударственных образовательных организаций в целях выявления потенциальных направлений сотрудничества и способов взаимодействия.
  2. Обеспечить регулярную экспертизу образовательных программ, реализуемых образовательными организациями негосударственного сектора.
  3. Привлечь представителей негосударственных образовательных организаций к участию в отраслевых событиях и мероприятиях, разработать отдельные форматы для повышения мотивации представителей негосударственного сектора к сотрудничеству.
  4. С целью создания единого открытого образовательного пространства, обеспечить внедрение новых форм образования, в первую очередь интенсивных модульных образовательных программ и программ летнего образовательного отдыха.
  5. Осуществить корректировку планов мероприятий департаментов физической культуры и спорта, культуры, молодежной политики и образования, на региональном и муниципальном уровне, включить в них ключевые мероприятия системы дополнительного образования, обеспечить при необходимости финансовую поддержку их реализации.
  6. Привести нормативно-правовую базу, систему и критерии оценки всех конкурсов и иных оценочных мероприятий на территории Округа в соответствии с параметрами эффективности и ключевыми результатами Концепции развития дополнительного образования и молодежной политики.
  7. Сформировать актуальный план курсовой подготовки на 2016 и последующие годы, обеспечивающий освоение слушателями новых педагогических позиций и современных образовательных технологий. Организовать обучение на базе Сургутского государственного университета.
  8. Разработать рекомендации и обеспечить консультационное сопровождения в целях осуществления закрепления авторства педагогических разработок (программ, методических материалов, рекомендаций и т.д.).
  9. Обеспечить координацию процесса создания, содержательного наполнения и развития технопарков на региональном уровне.
  10. В целях создания единого информационно-методического пространства, обеспечить проведение регулярных методических вебинаров или видеоконференций доступных специалистам округа.
  11. Создать информационный портал с возможностью создания методических и нормативных архивов, открытого обсуждения и взаимного консультирования по вопросам и проблемам реализации Концепции, создания баз данных и т.д.
 Нормативно-финансовое обеспечение:
  1. Обеспечить принятие локальных и/или региональных нормативных актов предусматривающих возможность зачета элективных курсов дополнительного образования в системе достижений общего образования.
  2. Обеспечить открытое общественное обсуждение вопросов внедрения «сертификата» на территории Округа.
  3. При разработке системы внедрения «сертификата» в соответствии с региональными приоритетами в сфере образования и воспитания, рассмотреть возможность внедрения данной системы исключительно в отношении программ инженерно-технической направленности, но с максимально свободной системой входа для организаций-партнеров.
  4. Обеспечить создание системы открытых конкурсов для государственных и частных образовательных организаций, представителей некоммерческих организаций и бизнес-сообщества, реализующих программы дополнительного образования детей, которые обеспечат распределение региональных и муниципальных субсидий на грантовой основе между наиболее эффективными командами, разрабатывающими и реализующими программы, соответствующие государственным приоритетам и стандартам, определяемых Департаментом образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа.
 Все озвученные предложения прошли широкую общественную экспертизу, в которой принимали участие представители системы общего и  дополнительного образования, учреждений молодежной политики, педагоги-практики и руководители в сфере образования, представители Округа и других регионов страны, по итогам которой предложенные решения были признаны эффективными и необходимыми для развития отрасли решениями.
 
Кроме того, по окончании Межрегионального семинара-конференции «Открытое образование и региональное развитие», состоялась Межрегиональная компетентностная олимпиада школьников, в ходе которой участники погрузились в проблемы развития Уральского федерального округа и разработали решения, позволяющие округу совершить прорыв в той или иной сфере. На старте олимпиады участники заявили следующие содержательные направления: транспорт и новые логистические системы, новые медицинские инфраструктуры и технологии, экологический туризм, окружающая среда, новая школа, новая социальная философия.
 
Мы считаем кране важным тот факт, что наибольшие споры и обсуждения разворачивались вокруг решений, предлагаемых командой «Новая школа», что свидетельствует о готовности школьников включаться в процессы проектирования и создания образовательного пространства. Учитывать мнение детей и подростков, то есть мнение заказчика при формировании региональной образовательной политики возможно и необходимо, так как именно этот шаг позволит в конечном итоге повысить реальное качество образования для потребителя. Компетентностная олимпиада показала, что сегодня школьники готовы ответственно и конструктивно обсуждать будущее системы образования, и по ее завершении члены команды «Новая школа» решили оформить свои мысли и предложения в текст Манифеста.
 
Текст Манифеста  оформлен без участия педагогов, авторская пунктуация и орфография сохранены.