Манифест участников ll межрегиональной Компетентностной олимпиады в городе Ханты-Мансиске АНО ДПО Открытое образование

Манифест участников ll межрегиональной Компетентностной олимпиады в городе Ханты-Мансиске

МАНИФЕСТ «НОВОЙ ШКОЛЫ»

Подготовлен участниками II Межрегиональной компетентностной олимпиады – членами команды «Новая школа»

«Важно не то, что сделали из меня, а то, что я сам сделал из того, что сделали из меня»

Жан- Поль Сартр

Преодолев первое серьезное испытание в нашей жизни, а именно оставив позади сдачу Основного Государственного Экзамена (ОГЭ) мы осознали, что нами и нашими сверстниками было потрачено слишком много времени и сил на подготовку к излишне общей и усложнённой форме итоговой аттестации. По нашему мнению, пройденное испытание не позволяет оценить профильные знания, практические способности и умения ученика, а выявляет лишь уровень общей теоретической подготовки в соответствии с базовой школьной программой. В результате, мы сформулировали для себя проблему, которая заключается в том, что образование, которое мы получаем, является малоактуальным, весьма ресурсозатратным с учётом того, что предлагается освоить типовые программы обучения, которые мало учитывают индивидуальные особенности учеников.

С нашей точки зрения, понятие школы как образовательного учреждения в XXI веке, веке технологий и инноваций, существенно устарело и должно быть переосмыслено по ряду принципов. Именно поэтому мы, от лица нашего молодого поколения, призываем к совершению некоторых изменений в нынешней системе образования и предлагаем свою, новую концепцию школы - "Школы будущего". Базовые тезисы данной концепции могут стать основой для построения новой системы образования[1].

Таким образом, в качестве базовых тезисов новой концепции образования мы предлагаем следующее:

  1.  По опыту современных выпускников школ можно сделать оценку, что они далеко не всегда могут самостоятельно принимать важные решения, такие как выбор профессии, специализации и вести самостоятельный, автономный образ жизни. Мы считаем, что образовательный процесс должен формировать у обучающихся способности к самостоятельности, саморазвитию и самообразованию. При этом все знания, полученные в процессе обучения должны иметь применение в практических и жизненных ситуациях. Таким образом, мы можем ощущать на сегодняшний день большой недостаток в системе образования такого обучения, где учащиеся могли бы принимать участие в принятии тех или иных решений, от которых зависит развитие событий в той или иной реальной ситуации.
  1.  С нашей точки зрения, современный образовательный процесс обязательно должен осуществляться в том числе в дистанционном формате, с помощью сети Интернет. Такой формат обучения не только позволит определять темп прохождения образовательной программы, исходя из индивидуальных особенностей каждого ученика, но и поможет детям с ограниченными возможностями полноценно обучаться наравне с остальными. Кроме того, он позволит устанавливать контакт с практикующими специалистами, вести консультации в удобное для каждого время. 
  2. В сложившемся на сегодняшний день учебном процессе явно ощущается проблема коммуникации между субъектами системы. Но она может быть решена путём объединения учеников, учителей, органов управления и контроля образования единым Интернет-ресурсом, в основу которого ляжет концепция современных социальных сетей, устроенных наподобие “ВКонтакте”,”Facebook”, “Дневник.ru” и других[2]
  3. Мы считаем актуальным пересмотреть подход к обучению базовым знаниям:

4.1. В нынешнем веке инновационных технологий мы имеем возможность перевести часть типового учебного материала в видео-лекции и текстовые формы изложения. Таким образом, освоение базового уровня может быть "сжато" до меньших сроков изучения, что позволит уделить большую часть времени профильной подготовке учеников, где они смогут построить свои индивидуальные программы, назначить консультантов-практиков, выбрать места той самой практики и т.д.

4.2 На данный момент профильное обучение реализуются в системе дополнительного образования, но, в дальнейшем, целесообразно объединить общее образование и дополнительное. Таким образом, общее образование будет посвящено освоению базового уровня знаний и будет состоять из типовых (линейных) учебных программ, а дополнительное будет посвящено многообразию профильных программ, соответствующих какой-либо деятельности, из которых ученик сможет выбрать ту или иную в соответствии с собственным самоопределением и интересом. Важно, что в такой концепции ученику необходимо предоставить выбор того, каким методом он будет обучаться.

  1. За организацию обучения может отвечать специальный педагогический комитет, в состав которого должны входить специалисты, которые являются практиками в определённых сферах деятельности, представители ВУЗов, а также потенциальные работодатели. В соответствии с разными видами деятельности и выбранными профилями, коллектив педагогов обеспечивает профильное обучение конференциями, форумами, олимпиадами, конкурсами и интенсивными погружениями. Кроме того, необходима организация структуры Педагогической Помощи Обучающимся (Тьюторских центров), основной задачей которых будет помощь ученикам в освоении индивидуальной программы в виде очных консультаций. 
  2. Проверка и оценка результатов обучения могла бы быть представлена в двух видах:

6.1. Базовый уровень может быть проверен через системы единой оценки, которая осуществляется через контрольные задания в дистанционном режиме и общий очный экзамен или коллоквиум в соответствии с той или иной дисциплиной.  

6.2. В свою очередь, полученные в рамках профильного обучения знания, способности и умения, могут проверяться в практическом экзамене, где ученики, через погружение в реальную ситуацию, должны продемонстрировать свой уровень подготовки.

и результаты экзаменов в дополнительном (в будущем – в профильном) образовании должны засчитываться на том же уровне, что и на данный момент экзамены в общем образовании, а возможно даже и выше.

6.3. В целях оптимизации процесса оценки, возможно допустить соединение двух видов оценки в единый экзамен, но тогда, оценка теоретических знаний и практических способностей должны быть связаны друг с другом.

6.4. Оценка, полученная учеником в системе дополнительного образования (а в будущем – в рамках профиля) должна иметь такое же (а вероятно и большее) значение, что и оценка общих/базовых знаний.

  1. Также мы считаем, что ученики, проявившие большую активность и самостоятельность в обучении могут быть вознаграждены стипендиями, предоставлением мест для стажировки, предоставлением дополнительных образовательных услуг.

Таковы исходные положения концепции "Школы будущего", в которой нам бы хотелось учиться. Достаточно часто приходится слышать, что школьники не могут быть в полной мере самостоятельными, брать на себя ответственность за какие-либо серьёзные и массовые решения. Мы бы хотели, чтобы данный манифест являлся шагом к опровержению этой точки зрения. При этом, мы достаточно отчётливо понимаем, что наши тезисы могут быть не избыточны и упускать ряд моментов из-за недостатка специальных знаний, но если не строить дальнейший диалог, то как наше знание может стать более глубоким и конструктивным?

Сегодня нам крайне важен диалог с реальными субъектами системы образования, которые могли бы повлиять на её изменение. И мы бы хотели также оказаться в их ряду.


[1] Стоит заметить, что мы объективно понимаем невозможность изменить систему образования целиком и сразу. Так что предлагаемые нами тезисы могут быть внедрены в систему дополнительного образования, где смогут показать (или не показать) свою эффективность и уместность. При позитивных результатах такого внедрения, уже далее мы предлагаем применить их к системе общего образования.

[2] Таким образом была решена проблема коммуникаций жителей города «Иннополис» с местными властями и администрацией. Там жители и власть города фактически вели переписку городского масштаба через приложение-«мессенджер», тем самым повышая скорость принятия решений (сайт города: http://www.innopolis.com/ )