Дошкольное образование в рамках концепта развития человеческого потенциала АНО ДПО Открытое образование

Дошкольное образование в рамках концепта развития человеческого потенциала

/ Просмотров: 10102

О. А. Попова

[justify][size=12pt]Сегодня во всех странах мира отчетливо ощущается кризис системы образования. Для его разрешения требуется новая модель школы, включающей в себя дошкольное и школьное образование.

Такая инновационная модель системы дошкольного и школьного образования предполагает построение интегрированной системы, включающей в себя несколько уровней образования (раннее развитие, дошкольный и школьный уровни) и форм образования (формальное и неформальное - внеурочное, семейное). Характерной чертой этой модели является индивидуализированный образовательный (учебно-воспитательный) процесс. Созданная в Сколково модель сможет послужить одним из прототипов массовой российской школы в наступающем десятилетии.[/justify][/size][justify][size=12pt]

Работы по созданию «Школы Сколково» прошли в два этапа. В результате разработанная нами концепция «Школы Сколково» стала лауреатом Конкурса и рекомендована к реализации в регионах России для создания инновационной сети «сколковских» школ. Статья посвящена раскрытию идеи концептуальной модели дошкольной ступени-проекта заявленного на Конкурс «Школа Сколково». Предметом является образовательное пространство, построенное на основе компетентностно-деятельностного подхода по разворачиванию базовых процессов развития человеческого потенциала в современном детском саду.

1.

Тема «человеческого потенциала» нашла отражение в концепции «человеческого развития», в том числе благодаря теоретическим разработкам индийского ученого А. Сена. В своих исследованиях  Сен использовал подход «с точки зрения возможностей» и обосновал положение о том, что процесс развития — это не возрастание только материального или экономического благосостояния, а расширение возможностей человека, которое подразумевает «большую свободу выбора, чтобы каждый мог выбирать из большого числа вариантов ту цель и тот образ жизни, которые он считает предпочтительными».

Фундаментальными исследованиями в проекте по проблеме ребёнка и детства явились работы таких зарубежных исследователей, как М. дюБуа-Реймона, Г. Шинкера, Г. Крюгера, Б. Сливерского и др. И отечественных исследователей — Д.Б. Эльконина, Б.Д. Эльконина, П.Г. Нежнова и др. Работы этих авторов - своеобразные рассуждения о проблемах ребёнка и детства напротяжении развития человеческой цивилизации.

Некоторые из идей дошкольного образования Великобритании и Реджио педагогики (Международный центр ЛорисаМалагуцци (Италия) были использовали в конструировании данной концепции, те, которые наиболее интегрируются с компетентностно-деятельностным подходом и идеей развития человеческого потенциала: в области проектирования, в области изобразительной деятельности, в области обучения, в области интерпретации детского творчества.

2.

Анализируя проблемы детства, можно сделать вывод о том, что в современной психологической и педагогической науке считается общепризнанным положение о том, что само детство как соцоикультурный феномен кристаллизует в себе достижения и проблемы развития общества и развивается вместе с обществом.

В истории детства существуют стабильные и кризисные периоды. Кризисы детства обусловлены разрывом между жизнью взрослых и жизнью детей, приводящим к обессмысливанию для ребенка видов деятельности, предлагаемых обществом. Отсюда сбои системы дошкольного и школьного образования.

 Оптимальной стратегией выхода из кризиса следует признать стратегию социального конструирования детства, где основой перехода является культурно-деятельностная теория развития ребенка. Ученые ставят перед обществом задачу поиска тех форм сотрудничества и связи между поколениями, которые позволят преодолеть этот кризис.Общество, в свою очередь, модифицирует и создает новые институты социализации, предлагающие ребенку новые виды деятельности, формы сообществ и сотрудничества и посредничества, обеспечивающие связь мира взрослых и мира детства, формирование необходимых компетенций.

Анализ зарубежных и отечественных дискурсов современного детства показывает, что единого понимания о том, зачем нужны дети и к чему их готовить, нет.

Из вышесказанного возникает предположение об обществе с сегодняшним положением дел; где будет воспроизведена та жесистема отношений, которая есть и сегодня,со стремлением к авторитаризму (последствия «традиционалистского» дискурса) и патернализму (последствия «оградительного» дискурса).

Очевидно, что если Россия стремиться участвовать в инновационной экономике и вступать в конкурентную борьбу с развитыми странами, то подобное отношение к детству является преградой.

Следовательно, основным в построении образовательного пространства является принцип развития. В педагогической литературе этот принцип, как правило, означает предъявление ребенку образовательных содержаний с учетом его актуальных и потенциальных возможностей, к усвоению и выполнению тех или иных действий. В нашем случае принцип развития означает такую организацию образовательного пространства, которая способствует развертыванию онтогенеза в соответствии с его внутренней логикой. Принятие этого  необходимо предполагает придание образовательному пространству таких взаимосвязанных характеристик, как целостность, ритмичность, рамочность, культуросообразность, открытость.

3.

Перечисленные характеристики являются в определённой мере необходимыми и достаточными для организации воспитательно-образовательного процесса в новой парадигме образования и полагания новых  дидактических принципов.Так, принцип деятельности выделяет деятеля в базовом процессе и устанавливает требованияк развивающим и воспитательным целям обучения; принцип непрерывности обеспечивает инвариантность реализуемой нормы; принцип целостного представления о мире устанавливает требования к содержательным целям обучения; принцип вариативности предусматривает возможности различных уровней достижения целей в соответствии с самоопределением воспитанников; принцип минимакса регламентирует процедуру контроля достижения образовательных целей; принцип творчества определяет границы высокого уровня подготовки по предмету; принцип психологической комфортности устанавливает требования к организации взаимодействия между педагогом и ребенком. Таким образом, к каждому элементу системы предъявлены требования, обеспечивающие воспроизводимость его функций, что обосновывает их достаточность. С другой стороны, они являются независимыми друг от друга, что обосновывает их необходимость. Следовательно, сформулированные выше дидактические принципы задают систему необходимых и достаточных условий функционирования системы образования в деятельностной парадигме.

4.

В построении модели современного дошкольного образования за основу берутся идеикомпетентностно-деятельностного подхода как ведущего в построении технологии работы с детьми и идеология развития человеческого потенциала как базовая для построения современного образовательного процесса.

Компетентностно-ориентированная технология направлена на формирование у ребёнка способности регулировать свои действия и умения рефлектировать, что, в свою очередь, будет являться основой его успешной адаптации к часто меняющимся условиям современной жизни.

В ходе работы над проектом разработана технология деятельностного метода, включающая в себя следующую последовательность деятельностных шагов:

1. Самоопределение к деятельности. На данном этапе организуется положительное самоопределение ребенка к деятельности на занятии, а именно: 1) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (хочу); 2)выделяется содержательная область (могу).

2. Актуализация     знаний и фиксация затруднения в деятельности. Данный этап предполагает, во-первых, подготовку мышления детей к проектировочной деятельности: 1)актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; 2)тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создаётся затруднение в индивидуальной деятельности детей, которое фиксируется ими самими.

3. Постановка учебной задачи. На данном этапе воспитанники соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выделяют и фиксируют во внешней речи причину затруднения. Педагог организует коммуникативную деятельность детей по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой (или уточнением) темы занятия,

4. Построениепроекта выхода из затруднения детьми нового знания. На данном этапе предполагается выбор метода разрешения проблемной ситуации, и на основе выбранного метода выдвижение и проверка ими гипотез. Педагог организует коллективную деятельность детей в форме мозгового штурма (подводящий диалог, побуждающий диалог и т.д.). После построения и обоснования нового способа действий новый способ действий фиксируется в речи и знаково в соответствии с формулировками, принятыми в культуре. В завершении устанавливается, что учебная задача разрешена.

5. Первичное закрепление во внешней речи. Дети в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: дети самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с образцом, и сами оценивают её. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению ребенка в познавательную дальнейшую деятельность.

7. Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе новое знание включается в систему знаний. При необходимости выполняются задания на тренировку ранее изученных алгоритмов и подготовку введения нового знания на последующих занятиях.

8. Рефлексиядеятельности. На данном этапе организуется самооценка воспитанниками деятельности на занятии. В завершение фиксируется степеньсоответствия поставленной цели и результатов деятельности, и намечаются цели последующей деятельности.

Таким образом, компетентностно-деятельностный подход, является приоритетной задачей в конструировании содержания образования дошкольного образовательного учреждения на современном этапе и направлен на формирование ключевых компетентностей у детей дошкольного возраста, т.е. способов деятельности, приобретенных через проживание ситуаций, решение проблем, рефлексию опыта, которые позволят ребёнку успешно адаптироваться в условиях современной экономики, смены технологий, динамичного развития социальных отношений.

В проектевыделены три группы компетентностей, которые должны быть сформированы у выпускника дошкольного образовательного учреждения: организационно-технологическая, информационная, социально- коммуникативная компетентности.

 Также выделены три модели, которыми охватывается все множество дошкольных воспитательных программ за всю историю дошкольной педагогики: учебная модель, комплексно-тематическая и предметно-средовая. В данном проекте используется «сборная» трехблочная модель, предложенные выше. Это позволяет использовать сильные стороны каждой из моделей и «обойти» их слабые места.

В соответствии с этой «сборной» моделью весь образовательный процесс в детском саду условно разделяется на три составляющих блока: 1) специально организованное обучение в форме занятий (проектов); 2)совместная взросло-детская (партнерская) деятельность; 3) свободная самостоятельная деятельность детей.

Предлагаемая технология рассмотрена как возможная для использования в качестве синтезирующего предиката, предоставляющего педагогу метод подготовки и проведения занятий в соответствии с новыми целями образования, а управленцам - ту критериальную базу, которая обеспечит оценку эффективности деятельности педагога в новых условиях.

Задача развития человеческого потенциала по отношению к отдельному человеку может ставиться как задача появления способности к постановке рекордных целей и задач, готовности к современным формам мобильности, мышлению в глобальных культурных, экономических и политических координатах, способности искусственного, проектного отношения к собственным перспективам.

5.

Еще одной важной задачей является описание требований к образовательной среде современного дошкольного образовательного учреждения на основе идеологии современного информационного века.

Отечественная дидактика всегда была ориентирована на связь обучения с жизнью. Однако это требование по-новому звучит в конструируемой модели. Здесь складывается новая «среда обитания» человека. Многофункциональные комфортные пространства использующие ресурсы с наименьшими затратами, современное оборудование (модульная мебель-трансформер, звукоизолирующие перегородки и т.д.). Природосообразныйэкстерьер поддерживающий активность ребенка, наполненность каждого модуля с учетом качественности, насыщенности, полифункциональности, вариативности, креативности и т.д.

Конструирование внутреннего устройства помещений новой модели детского сада осуществляется с учетом требований к образовательной среде:

  • качественность (насыщенность, природосообразность, системность, полифункциональность, динамичность, сомасштабность,трансформируемость, вариативность, эстетичность, культуросообразность;
  • развивающий характер (комплексное зонирование, стабильность-динамичность среды, эмоциогенность среды);
  • комфортность (безопасность, удобство).

Компьютерные коммуникации формируют новое поле информационной культуры. Сети составляют новую социальную морфологию человеческих сообществ, а распространение «сетевой» логики все больше сказывается на повседневной жизни людей. Цифровые устройства и сетевые сервисы все больше вовлекают людей в новую среду совместной деятельности. Происходит сдвиг от централизованных (иерархических) к сетевым моделям взаимодействия людей.

Сегодня есть необходимость конструирования образовательного учреждения информационного общества, когда появятся учебные предметы нового поколения, которые ориентированы на достижение детьми современных образовательных результатов, где органично представлены как знаниевый, так и деятельностный аспекты содержания образования, а воспитательно- образовательная деятельность ориентируется на использование новых методов и организационных форм работы, включая:

  • индивидуальную и групповую работу с ЦОР (в том числе самоконтроль и отработку навыков);
  • систематическую работу детей в малых группах и взаимная оценка ими работы друг друга;
  • обучение в профильных сетевых сообществах (интернет-обучение, сетевые проекты и т.п.);
  • использование сетевых социальных сервисов для общения и ведения совместных архивов;
  • подготовку и ведение личных портфелей успеха и достижений.

Переход на новую модель работы позволит в полной мере реализовать

этот потенциал дошкольного образовательного учреждения и обеспечить достижение новых образовательных результатов каждым дошкольником.

6.

Наше современное общество развивается, изменяется стремительно и динамично. Эти изменения предполагают ответную реакцию на них со стороны одного из важнейших элементов системы образования дошкольного образовательного учреждения. Развитие данной системы определяется тем, насколько эффективно осуществляется управление всеми ее звеньями. Меняются приоритеты в дошкольном образовании, происходит ломка традиционных взглядов на природу детского развития, ребенок постепенно превращается всубъекта собственного развития, обладателя неповторимой индивидуальности, носителя личностного качества. Все это, требует обновления подходов в управлении дошкольным образовательным учреждением, поиска путей развития образования через создание новой практики дошкольного образования, внедрение научно-методических разработок, рассматривающих инновационную деятельность, обеспечивающую формирование ключевых компетентностей детей раннего и дошкольного возраста. Поэтому очень важной, на наш взгляд, является проблема реализации компетентностно-деятельностного подхода в дошкольном образовании.

Соглашаясь с ДэниэломТорнили,который говорит, что фактически всё что россияне сейчас могут поставить на карту в современном мире, - это их

молодые образованные люди. Идея человеческого потенциала  говорит о том, что именно он, а не вещественный капитал, в современном мире определяет конкурентоспособность и будущее России - вот та сфера, в которой мы еще не опоздали, и она как никогда актуальна в современном мире. Речь идет не о сегодняшнем работоспособном населении, а о следующем поколении - о детях, кто через 20-30 лет будет определять облик страны.

 

Литература:

  1. Асмолов А.Г. Политический детоцентризм: грезы во сне и наяву // Образовательная политика. Научный публицистический журнал. – 2010. - №5-6 (43-44). - С. 2-4.
  2. Баева Л.В. Дошкольное образование в Англии: к проблеме содержания. – М.: Книжный дом Либроком, 2010. – 112 с.
  3. Гидденс, Э. Ускользающий мир: Как глобализация меняет нашу жизнь М.: Весь мир, 2004. – 120 с.
  4. Детский сад и Школа Будущего: основы сотрудничества и партнерства. / Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. (Приложение к журналу Управление ДОУ.) (1)
  5. Карабанова О.А. Социальное конструирование детства // Образовательная политика. Научный публицистический журнал. – 2010. - №5-6 (43-44). - С. 52-62.
  6. Нежнов, П.Г Ритм развития в периодизации Д.Б. Эльконина. [Текст]// Педагогика развития: социальная ситуация развития и образовательные среды. – Красноярск, 2006. – С. 24-28.
  7. Попов А.А. Структуры и принципы антропопрактик развития // Антропопраксис. Ежегодник гуманитарных исследований. – 2012. – С. 147-156
  8. Попова О.А. Модель построения современного ДОУ с позиции компетентностно-деятельностного подхода и на основе концепта развития человеческого потенциала. Автореферат диссертации на соискание ученой степени магистра педагогики. Челябинск, 2012
  9. Равнение – на Нобелевскую премию [текст] // Управление школой: методический журнал для школьной администрации – Москва – 2012г., №3. Издательский дом Первое сентября, 2012. – С. 54-56.
  10.  Радченко А.Ф., Попов С.В. Детство – 2030 – опыт проведения форсайт-проекта в России // Образовательная политика. Научный публицистический журнал. – 2010. - №5-6 (43-44). - С. 66-82.
  11. Сен А. Развитие как свобода. - М.: Новое издательство, 2004.
  12. Смирнов, С.А. Культурный возраст человека: Философское введение в психологию развития. – Новосибирск: ЗАО ИПП «Офсет», 2001.  261 с.
  13. Человеческий потенциал России: интеллектуальное, социальное, культурное измерение: Сборник научных работ / под ред. Б.Г. Юдина. - М.: Институт человека РАН, 2002.
  14. Щедровицкий, Г.П. Игра и детское общество [Текст]// Дошкольное воспитание. 1964. №4. С 74-77.
  15. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989.
  16. Эльконин, Б.Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития [Текст]// Вопросы психологии. – 1992. -№3-4.[/justify][/size]