Становление открытого образования: смысл и задачи (онтологические заметки)
Ефимов В.С.
к.ф-м.н., зав. лабораторией конструктивной
педагогики КГУ,
эксперт Программы развития системы дополнительного образования
Красноярского края
Преамбула
Будучи включенными в различные текущие процессы изменений, мы не всегда способны адекватно понять и оценить смысл и логику происходящих процессов, и в том числе оценить существующие риски принятых и не принятых решений.
Происходящие в стране и в Красноярском крае изменения, обусловленные реформами 90-ых годов, разворачивание различных проектов реформирования образования, требуют соответствующего осмысления ^ оформления онтологических представлений, в которых происходящее обретает определенный культурно- исторический смысл. Такое осмысление также необходимо для понимания роли и логики становления института «открытого образования».
В данной работе «открытое образование» мы будем рассматривать не как сложившийся социальный институт и даже не как проект или концепцию, а как вдохновляющую метафору, которая собирает наши представления о новом, эффективном, соответствующем времени образовании, задающем перспективы культурного и социально-экономического развития России и Красноярского края. Говоря про открытое образование, мы противопоставляем его ведомственному, сосредоточенному лишь на задачах самообеспечения, дистанцирующемуся от происходящих в обществе изменений. Открытое образование - это образование для -человека, для общества, а не для образовательной бюрократии, начиная с дирек- юров школ, ректоров вузов и чиновников различного уровня. Открытое образование - это в первую очередь образование, в котором ведущими процессами являются процессы становления и включения в сис
тему социокультурного воспроизводства новых форм мышления и деятельности, которые и будут определять конкурентные преимущества страны в XXI веке.
Малая история
С 2001 года в Красноярском крае разворачивается программа модернизации дополнительного образования - «Поколение XXI: развитие человеческого потенциала», в рамках которой ставится ряд задач, решение которых актуально для современной ситуации Красноярского края и России в целом. Это и модернизация сети образовательных учреждений, и переход к нормативному финансированию, и разработка образовательных программ нового поколения, и повышение квалификации педагогов, и включение системы образования в процессы обеспечения социально- экономического развития территорий, и создание новых институциональных форм поддержки процессов развития.
Важно, что в основании образовательных проектов программы положены новое содержание и форматы образования, соответствующие культурным и социально-экономическим задачам развития региона и страны. Причем содержание и технологии образования в качестве культурных аналогов опираются на новые современные типы интеллектуальной деятельности: проектные виды деятельности; аналитику и исследования; организационно-управленческие , виды деятельности. Именно эти деятельности, переведенные из эксклюзивного и элитарного в масштабный и массовый социальный формат, будут определять качество человеческого капитала, и, соответственно, конкурентные преимущества страны в XXI веке.
Важно, что все эти изменения осуществляются в новом для нашей страны и края формате - в тесном и проблемном государственно-общественном взаимодействии - региональных и муниципальных органов власти, экспертно- образовательного сообщества, родителей и, пока незначительным, но все же присутствующем участием бизнеса. При этом речь идет не о привлечении к обсуждению одного-двух вузовских профессоров, законсервированного стандарта 1970 года, а партнерском взаимодействии с проектными группами, включенными не только в разработку образовательных программ и социально-образовательных проектов, но и реально участвующих в разработках проектов территориального и регионального развития, проводящих современные исследования в социально-гуманитарных сферах, являющихся региональными и российскими лидерами в разработке новых гуманитарных и образовательных технологий.
Важно, что государственно- общественное взаимодействие осуществляется не эпизодически, а обретает новые институциональные форматы, через систему ежегодных региональных конкурсов образовательных программ; систему кадровых школ по подготовке педагогов- проектировщиков и педагогов:тьюторов; создание краевого экспертного совета по вопросам дополнительного образования и воспитания; создание новой «коммуникативной площадки» - конференции по вопросам развития системы открытого образования; становление, пока институционально неоформленного, сообщества педагогов-проектировщиков и тьюторов, понимающих новые цели и задачи образования и способных разворачивать соответствующие образовательные проекты.
Таким образом, в лице Программы «Поколение XXI: развитие человеческого потенциала» мы имеем новый, регионального уровня прецедент осмысленного подхода и успешных первых шагов по модернизации системы образования, включая модернизацию содержания образования; использование новых организационно-управленческих подходов и
механизмов реформирования; институциональное оформление и закрепление новых складывающихся норм и форматов образовательно-социальной соорганизации.
Большая история
Понимание смысла происходящего возможно, через включение в какой-либо масштабный проект, и тогда смысл происходящего будет формироваться смысловыми рамками соответствующего проекта. Другими словами, мы будем включены и заключены в «смысловой реальности проекта».
Эпоха прожектно-инновационного романтизма 90-ых годов, которая породила большое количество «образовательных инноваций» не просуществовавших и 3-5 лет, и так и не ставших заметными на карте социально-гуманитарных изменении в России, заставляет нас искать новые средства осмысления происходящего.
Для этого я предлагаю обратиться к большой истории - истории страны, понять ее современную ситуацию и ситуации, в которых нам удавалось решить задачи ускоренной модернизации страны силами и средствами образования. Существующее многообразие локальных проблем и реформаторских инициатив затрудняет задачу определения современной ситуации страны и системы образования, не позволяет выделить главный исторический вектор развития страны и необходимую линию развития образования.
В 80-ые годы мы имели великую страну с определенной идеологией, системой социально-экономической организации и образованием, обеспечивающим воспроизводство трудовых ресурсов для экономики и социальной сферы страны.
Нарастание кризисных явлений в стране и внешняя политическая и экономическая ситуация привели к необходимости социально-экономических реформ. В период реформ 90-ых годов, произошли принципиальные изменения идеологии и социальных отношениях страны, возник и начал оформляться институт частной собственности, произошли глубокие структурные изменения в экономике страны, которые привели к падению ВВП почти в два раза, значительному сокращению производства, росту безработицы и появлению ситуации «лишних молодых людей». В это время система образования продолжала готовить специалистов для уже «не существующей экономики» и, главное, обеспечивать временную социальную поддержку миллионам молодых людей, в которых пока не нуждалась экономика страны.
С 2000 года в стране начинается уверенный экономический рост, ежегодный прирост ВВП достигает 4,7-8,3 процентов в год, что позволяет говорить о возможности удвоения ВВП к 2010 году. Да часть этого роста обусловлена высокими мировыми ценами на энергоносители, но важную роль начинает играть новая экономика России. Для развивающейся экономики страны нужны новые кадры, способные работать по новым производственным стандартам и на новых технологических линиях. И здесь обнаруживается неготовность системы высшего и начального профессионального образования обеспечивать экономический рост страны качественными трудовыми ресурсами, готовить людей, способных расширять сферу деятельности малого, среднего, крупного российского бизнеса и успешно конкурировать на внутренних и мировых рынках товаров и услуг.
Таким образом, можно говорить, о том, что Россия прошла кризисный этап своей истории и начинает восстанавливать свои экономические, политические и культурные позиции на макрорегиональном и мировом уровнях. Для нас важно, что это восстановление России происходит одновременно с активным вхождением страны в мировые процессы постиндустриального развития, где важным является - переход к быстроизменяющимся высокотехнологичным производствам, в том числе и в сфере «старой, индустриальной экономики»; расширение сферы производства, передачи и использования знаний («экономика знаний»); становление нового сектора экономики «креатив индустрий» и др.
Это означает, что система образования должна обеспечить переход страны к новой фазе своего историче
ского существования - стране с эффективной конкурентной на мировом уровне рыночной экономикой; эффективной государственной и муниципальной системой управления; стране с высокой экономической и гражданской активностью населения, что собственно и будет обеспечивать устойчивость завоеванных позиций и возможности «устойчивого развития страны».
Мы можем указать на известный в истории России прецедент, когда система образования обеспечивала переход от страны доиндустриального типа, с доминирующим аграрно-ремесленным сектором экономики, к индустриальному, с масштабным промышленно-
технологическим типом экономики. Главной задачей этого периода индустриализации страны 20-30-ых годов - это ликвидация массовой безграмотности населения и освоение большими массами людей «технического отношения к миру», формирование «технических компетентно- стей» и способов «индустриальной организации». Именно в это время интенсивно создавались и активно работали различные технические кружки для детей (авиа-, су- до- и авто-моделирования), была создана система курсов по интенсивной подготовке молодых трактористов, мотористов, шоферов, летчиков, которые и решали задачу индустриального продвижения страны. И решение этой задачи позволило сохранить суверенитет страны в ситуации политического и прямого военного столкновения - второй мировой войны.
Мы можем говорить, что задача индустриализации страны решалась средствами открытого образования, имеющего новое и привлекательное для молодых людей содержание образования; различные, гибкие, модульным образом организованные образовательные технологии; образования, задающего прозрачные перспективы карьерного и личностного роста учащихся. Причем это образование было практикоориентированным и во многом одинаковым и для молодых людей, и для взрослого населения - это образование решало задачу «развитие человеческого потенциала страны».
Современные задачи открытого образования
Современная ситуация - необходимости быстрого становления различных секторов постиндустриальной экономики, где одним из ведущих факторов является обеспечение динамичности производства, включая разработку и внедрение новых образцов продукции и новых производственно-технологических линий. Где нормальной формой существования производственной фирмы является не стабильное изготовление продукции по лекалам двадцатилетней давности, а проектный формат организации деятельности, обеспечивающий разработку и вывод на рынок новых, конкурентных продуктов. Где города и регионы активно конкурируют за финансовый (инвестиции) и человеческий (мигранты) капитал, которые становятся важнейшим фактором социально- экономического развития. Где технические, информационно-технологические, социально-организационные, культурно- медийные и управленческие инновации становятся главным конкурентным преимуществом и важнейшим фактором развития.
Важной особенностью постиндустриального общества и постиндустриальной экономики является массовое использование новых знаний и способов работы, связанных с проектной, аналитической и организационно-управленческими дея- тельностями. Если в индустриальную эпоху эти деятельности носили эксклюзивный и элитарный характер, т.е. были доступны для относительно небольшой группы людей, то переход к постиндустриальной экономике и постиндустриальному обществу требует массовизации «проектных, аналитических и организационно- управленческих компетентностей». Так, если в начале XX века задачей образования было научить людей читать, считать и писать, в первой половине XX века - нау
чить понимать, использовать и создавать технические устройства, то задача начала XXI века - это освоения новых типов деятельности - проектных, аналитических и организационно-управленческих деятель- ностей.
При этом важно, что мы попадаем в ситуацию необходимости глубокой трансформации системы образования, аналогичной ситуации перехода России от доиндустриального к индустриальному формату существования. Когда традиционные институты образования - школа, училище и вузы не могут обеспечить трансляцию новых знаний, способов мышления и деятельности, в силу того, что сами носители этих знаний, мышления и деятельности лишь случайным образом присутствуют в преподавательской и учительской среде. Мы попадаем в ситуацию всеобщей проектно-аналититико-
управленческой безграмотности взрослого и юношеского населения страны, когда родители оказываются даже в более трудной образовательной ситуации, чем их дети.
Все это и определяет рамки и задачи открытого образования: задачу обеспечения ускоренного развития страны; задачу развития человеческого потенциала, и важно найти результативные и эффективные методы управления процессами становления открытого образования, достижения которого на следующем шаге позволят изменить содержание и формы образования и в школе, и в системе высшего образования.
Я полагаю, что одним из важнейших прецедентов на современной карте образовательных процессов в России является разворачивание в Красноярском крае программы модернизации дополнительного образования «Поколение XXI: развитие человеческого потенциала», в основу, которой положено понимание актуальных задач открытого образования.