Проблема Оценки инновационного образовательного потенциала дополнительного образования в школе АНО ДПО Открытое образование

Проблема Оценки инновационного образовательного потенциала дополнительного образования в школе

/ Просмотров: 5186

 

Абакумова Н.Н., Богомаз С.А., Черепанова Т.Б.

Национальный исследовательский Томский государственный университет
Институт развития образовательных систем РАО

 

Новый федеральный закон об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29 декабря 2012г., вступил в силу с 1 сентября 2013г., показывает роль и место дополнительного образования в современной системе. Оно может иметь сетевой принцип организации (ст. 15), интегрированно в структуру школы (ст.16) через использование различных технологий или организовано как отдельное образовательное учреждение с особым типом программ (ст.83) Например, детские школы искусств, реализующие дополнительные предпроффесиональные общеобразовательные программы по различным направлениям. Указанное разнообразие вариантов реализации дополнительного образования в школе, делает затруднительным диагностику влияния общего и дополнительного образования на результативность образовательного процесса в школе. Возможным выходом из сложившейся проблемной ситуации может быть оценка образовательного потенциала школы вообще, так и отдельно общего среднего и дополнительного образований по отдельности.

Одним из источников формирования образовательного потенциала  выступают противоречия, связанные с процессом превращения ценностей, интересов и потребностей общества, социальной общности в ценности, интересы и потребности каждого отдельного субъекта, входящего в состав этой общности, транслируемые в образовательное пространство. В качестве ведущего системообразующего фактора образовательного потенциала  выступает диалектика содержания и формы, коррелирующиеся характером субъектов – носителей потенциала. Образовательный потенциал мы понимаем как совокупности возможностей, предоставляемых образованием как необходимым фактором воспроизводства и развития личности, социальной группы или общества в целом, объединенных едиными системными, социально-групповыми и индивидуальными целями. Образовательный потенциал может быть представлен в трех основных формах: образовательных условий (в совокупности данных условий рассматриваются и факторы, обусловливающие эффективное выполнение образованием своих функций); образовательных ресурсов (возможностей посредством получения образования занять определенное место в социальной иерархии); образовательных достижений (совокупности результатов образовательной деятельности и активности субъекта по расширению собственных возможностей в социальной системе). Образовательный потенциал включает в себя:

- уровень образования (количество накопленных лет образования, процент грамотности населения, численность лиц, имеющих среднее и высшее образование, количество учащихся, студентов и аспирантов);

- качество образования;

- показатели развития образовательной сферы;

- уровень культурного развития.

Очень часто в широком социальном контексте, образовательный потенциал рассматривается как составляющая интеллектуального потенциала. Кроме того, структурно и организационно он взаимосвязан с инновационным потенциалом. Таким образом, считаем целесообразным рассматривать образовательный и инновационный потенциалы во взаимосвязи, так как они взаимообусловлены и взаимодополняемы в структуре образовательного процесса школы.

Результаты, полученные в ходе разработки темы «Теоретические модели развития образовательного потенциала учреждений общего среднего образования» в рамках Плана исследований Российской академии образования (на 2013 – 2020 гг.) (номер государственной регистрации № 01201351919), позволяют утверждать, чтоосновным методом в разработке диагностического инструментария по оценке образовательного потенциала школ можно определить моделирование. Данный метод позволяет использовать технологию педагогического мониторинга, которая дает возможность проявлять новые образовательные результаты, что послужит одной из значимых составляющих оценки инновационного образовательного потенциала дополнительного образования школы.

Вопрос о построении системы критериев и показателей педагогического мониторинга для оценки инновационного образовательного потенциала важно рассмотреть не только для адекватного отражения критериев, показателей и аналитических линий, определяющих образовательный потенциал школы, но и потому, что, как показали результаты исследования, проведенного в разных ОУ, практически невозможно выработать общие рекомендации по наполнению системы критериев и показателей педагогического мониторинга инноваций конкретными критериями и показателями ввиду существенного влияния специфики образовательной среды. Кроме того, существующая в школах система дополнительного образования является уникальной для каждого образовательного учреждения, что еще больше усложняет ситуацию выработки единых критериев к оценке. На выбор критериев, показателей и методику их диагностики (измерения и расчета) оказывает влияние выбор места в образовательном процессе (точки мониторинга), в котором производятся наблюдения и измерения. Однако общими для всех ОУ являются: структура педагогического мониторинга инноваций; аналитические линии: уровень сформированности компетенций выпускников ОУ; вовлеченность родителей в учебно-воспитательный процесс ОУ; опытно-экспериментальная деятельность ОУ. При этом система критериев и показателей может быть проиллюстрирована на конкретных примерах конкретных ОУ. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о целесообразности структурирования системы критериев и показателей с применением системного и комплексного подходов и разработке общей структуры модели педагогического мониторинга для оценки образовательного потенциала школы (рис. 1). Модель педагогического мониторинга будет включать следующие основные составляющие:

  • аналитические линии
  • целевые критерии
  • количественные показатели и их оценки
  • качественные показатели и их оценки
  • ресурсные и средовые ограничения.

Использование системного подхода определяет сам процесс структурирования критериев и показателей и выбора признаков для выделения аналитических линий. Используя матричный принцип организации показателей, позволяет сформировать многомерную матрицу качественных и количественных характеристик каждого показателя для того, чтобы место показателя по отношению к реализуемым функциям, процессам и используемым методикам было однозначно определено. Следовательно, матричный принцип организации аналитического материала, показывает каким образом критерии и показатели соотносятся с элементами педагогического мониторинга инноваций, что дает дополнительную возможность для анализа их взаимосвязи и роли каждого показателя в педагогическом мониторинге и управлении инновациями.

Таким образом, педагогический мониторинг инноваций в образовательном учреждении предполагает решение следующего спектра задач:

  • Отслеживание развития инновационной деятельности в образовательном учреждении.
  • Использование результатов в управленческой деятельности с целью коррекции и предотвращения негативных вариантов развития ситуации.
  • Подготовка аналитических и справочных изданий.
  • Прогнозирование, выявление тенденций и перспектив развития инновационной деятельности образовательного учреждения.