«Ресурсный подход к реализации воспитательной системы» (на примере ОУШ) АНО ДПО Открытое образование

Ресурсный подход к реализации воспитательной системы (на примере ОУШ)

/ Просмотров: 7337

 

Филон В.Ф.

Руководитель структурного подразделения

«Открытый университет школьника»

 

Долгое время ресурсный подход в нашем государстве рассматривался с позиций оценки значения человеческих ресурсов для государства, но сегодня его положения переосмысливаются и он завоевывает все новые позиции в образовании.

В современных условиях образование само по себе становится важнейшим ресурсом. При этом особое значение приобретают социальные эффекты снижения рисков социально-психологической напряженности, эффекты социального «лифта» и достижения социального равенства отдельных личностей с разными стартовыми возможностями. Что предполагает использование ресурсного потенциала образовательного процесса, связанного с обновлением содержания образования, воспитательными аспектами, адекватным выбором современных методик и технологий.

Известно, что существует множество «образов сочиненного будущего», которые реализуются достаточно «похоже» на замысел автора. В ресурсном подходе это план – целевая программа или проект, обеспеченный ресурсами. Другими словами, ресурсный подход в сфере образования рассматривается как современный способ проектирования развития образовательного учреждения, его перспектив, когда определяются условия, средства, источники (то есть ресурсы) развития, а в итоге возможно появление спектра результатов.

Хочется свое выступление продолжить в логике предыдущего педагогического совета. И оттолкнуться от результатов групповой работы в активной части. Отвечая на вопрос «Почему дети остаются в Центре?», мы назвали разные причины, многие группы продублировали друг друга, что, несомненно, свидетельствует об объективности нашей групповой аналитической деятельности. Но если рассмотреть итоги нашей работы с позиций ресурсного подхода, то становится очевидным, что мы назвали наши ресурсы, которые создают в учреждении особую воспитательную среду и делают Центр в известном смысле уникальным.

Теоретически выделяют следующие ресурсные возможности развития образовательной среды:

-              Образовательные ресурсы (педагогические технологии)

-              Человеческие (профессиональные, кадровые)

-              Материальные (финансовые и др. материальные ценности)

-              Управленческие ресурсы

-              Информационные

-              Здоровьесберегающие

-              Психологические

-       Социальные (мотивационные, интеллектуальные, коммуникативные, демографические, инновационные, организационные и др.)

Если подойти к классификации наших ответов с этих позиций, мы увидим, что их вполне возможно классифицировать по предложенным основаниям.

Существуют и другие классификации ресурсов в образовании. Остановимся на одной из них: кадры, организационно-управленческий ресурс, контроль как ресурс, информационный ресурс, система ценностных отношений, технологический ресурс, материально-технический,  социокультурное сообщество, партнеры, имидж,.

Как видно из предложенных схем,  привычные, казалось бы, вещи:  цели образовательного учреждения, его миссия, традиции и история, контингент, родители, выпускники, выбор вуза, трудоустройство, социальное партнерство, рейтинг, квалификация работников, материальное обеспечение и производственная деятельность представляются ресурсами развития.

Учреждение дополнительного образования, прежде всего, –  воспитательная организация (А.В. Мудрик), частный случай социальной организации, которую характеризует определенный устойчивый способ структурирования отношений, корпоративная культура, деловая и межличностная структура отношений, содержание и организация совместной деятельности.

Открытость современного образования и нелинейный характер дополнительного предполагает интеграцию разнообразных ресурсов, каждый из которых характеризуется особенностями влияния на развитие отдельных компонентов образовательного процесса и воспитательной системы, как его важнейшей составляющей. Выявление этих особенностей и их систематизация позволяет определить возможности воспитательной системы.

Важной составляющей взаимодействия организации с окружением является получение ресурсов из вне: финансовых, материальных, организационных от муниципалитета, предприятий, общественных организаций, от родителей. Для анализа наличного положения вещей необходимо оценить структуру получаемых ресурсов.

Конечно это внутренние и внешние ресурсы.

Если говорить о материальных, финансовых ресурсах, то большую часть материальных ресурсов мы получаем от муниципалитета. В то же время, мы активно используем привлеченные средства спонсоров, благотворительные взносы родителей. Конечно, они составляют небольшую долю в развитии нашего отдела, но все же это некоторый ресурс для развития материально-технической базы, организации поездок, которые, несомненно, расширяют возможности ребенка.

Любое управление и любой процесс начинается с людей.

Стоит отметить, что с 2006 г. квалификационную категорию в ЦДОД «Перспектива» повысили 23 сотрудника.

Педагогический коллектив отдела и Центра в целом отличает высокая обучаемость, мобильность, социальная активность. Среди педагогов отдела 47% с ВК, 2 победителя краевого конкурса педагогов дополнительного образования – Ольга Ивановна Сандалова и Гурьянов Сергей Егорович. Чернова Марина Олеговна в этом году стала призером городского конкурса методистов. Педагоги систематически проходят курсы повышения квалификации, как общепедагогические, так и предметной направленности. Ольга Ивановна обучалась на курсах повышения квалификации по методике преподавания экономических дисциплин.

Как гласит одно из основных правил кадрового менеджмента, люди предпочитают выполнять работу, которая у них хорошо получается, и хорошо делают то, что их интересует. Поэтому в системе управления качеством перспективным считается организация взаимодействия участников образовательного процесса на основе проектно-ресурсного подхода. Действие в рамках названного подхода всегда является инициативным и воспринимается как ресурс для изменения и развития системы. В структуре Открытого университета школьников сложились и зарекомендовали себя как жизнеспособные проекты «Городское НОУ», СМС, детский интернет-фестиваль «Умник», проект «Зеленогорский Пегасик», МКМ по игре «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?», «Знатоки Зеленогорска». В других отделах проект «Отличное время», «Танцы без правил», реализация всех модульных программ, летних интенсивных школ. В каждом проекте работает команда, сплоченная, профессиональная и результативная, именно за счет взаимодополнения компетенций как личных ресурсов. К работе в ИЛШ привлекаются помимо специалистов, выпускники этой школы, пройдя свой час ученичества и прожив технологию изнутри, они восприняли идеи школы, и сегодня это мощный ресурс, который свидетельствует о результативности воспитательной системы лучше любых других показателей. Такой подход позволяет перевести воспитательный процесс в зону гарантированного качества.

В отношении кадров у нас есть возможности «наращивания» ресурсов. Это конкурс «Человек. Наука. Искусство». Это система повышения квалификации, участие в конкурсах профессионального мастерства. Не аттестованы 9 человек, это молодые специалисты из них привлеченные внешние совместители -  4 чел.

Серьезный вклад в развитие профессиональных знаний в области воспитательной работы вносит сотрудничество с Агентством общественных инициатив (обучение, консультации, установление и развитие партнерских отношений между организациями – вот неполный список возможностей, которые дает партнерство с этой общественной организацией).

Структурное подразделение «Открытый университет школьника» осуществляет поддержку социальной, академической, интеллектуальной, творческой одаренности. Несмотря на высокий профессионализм педагогического коллектива, этот ресурс в современных условиях явно не достаточен. В связи с этим отдел активно привлекает для реализации отдельных направлений совместителей, которые  составляют 47% (15 из 32 человек). Большой штат совместителей,  – это, с одной стороны проблема, но это и ресурс, поскольку мы имеем выбор, можем привлекать успешных и профессиональных педагогов, имеющих высокий рейтинг в профессиональном сообществе, что обеспечивает возможность рационализации использования ресурсов.

Еще один внешний кадровый ресурс – это профессиональное экспертное сообщество, которое мы формируем для оценки исследовательских работ обучающихся, социальных проектов, общественных инициатив. Сюда входят лучшие учителя города, ученые (в т.ч. эксперты краевого форума «Молодежь и наука»), преподаватели вузов (СФУ, КГПУ, СИБГАУ), методисты городского методического центра, городские дизайнеры, фотографы, журналисты, краевые специалисты в области медиатехнологий, социальных практик, педагоги СТЦ, ЦЭКиТ, члены городского литературного объединения «Родники». При этом многие из них не только выступают экспертами, но и проводят консультации, мастер-классы, готовы даже вкладывать собственные средства в развитие некоторых наших идей и проектов (Рысев – Вастистова).

Воспитательный процесс в Центре «Перспектива» можно рассматривать как открытую самоорганизующуюся систему, которая находится в постоянном ресурсном обмене с муниципальным и региональным образовательным пространством. Эффективное взаимодействие Центра с внешней средой, в конечном итоге, формирует нашу репутацию и  успешность.

Для развития воспитательного потенциала реализуемых образовательных программ педагоги отдела активно использует возможности дистанционных школ («Юный исследователь» НОУ, 5 человек),.и дистанционных проектов, в том числе и Международных (так Сергей Егорович Гурьянов имеет возможность удаленного получения снимков космических объектов на двухметровом телескопе имени Исаака Ньютона на Канарских островах (Университет им.Дж.Мура) – проекта международная школьная обсерватория. Его профессиональные связи с Центром исследования космического пространства Сибирского Аэрокосмического университета, Астрономической обсерваторией СФУ, КГПУ им Астафьева, представляют собой серьезный ресурс для развития академических и исследовательских компетенций обучающихся в предметной области «Астрономия», дают возможность участия в выездных студенческих «Астрономических школах», что само по себе является мощным воспитательным стимулом).

Сандалова Ольга Ивановна сотрудничает в организации экономических экспедиций с банками, бизнесменами, муниципальными предприятиями, городской службой занятости. На базе музейно-выставочного центра организуют поисково-исследовательскую Лысенко Лолита Вадимовна, Харабрина Галина Ивановна, Пиленицына Нонна Кузьминична и др.

В свою очередь ресурсный потенциал педагогов отдела и Центра в целом признан муниципальным и региональным профессиональным сообществом, и они являются ключевыми фигурами в развитии основных направлений воспитательной системы

-       олимпиадного движения в городе (С.Е. Гурьянов сотрудничает в этом направлении с Центром «Эйдос», г.Москва, Краевым центром по работе с одаренными детьми «Школы Космонавтики» и соответствующим отделом в Министерстве образования Красноярского края, с председателями региональной предметно-методической комиссии Всероссийской олимпиады по астрономии и информатике. Сам является бессменным членом жюри олимпиады по астрономии.

-       Чернова М.О. – региональный координатор краевого научного общества учащихся;

-       Судьярова Ольга Александровна – координатор муниципальных этапов краевых конкурсов, проектов, акций по линии КШП,

-       Александровская Ирина Витальевна – координатор МКМ по игре  «Что? Где? Когда?»;

-       Васильева Светлана Витальевна – координатор интернет-фестиваля «Умник»

-       Матвейчук Наталья Никандровна – координатор Всероссийского конкурса  «Инфознайка»

-       Антонюк Светлана Владимировна – координатор государственной грантовой программы «Социальное партнерство во имя развития», Общероссийской акции «Весенняя неделя добра», Эксперт Всероссийского конкурса «Национальная общественная награда в области добровольчества», ответственная за работу с одаренными детьми  в рамках программы «Одаренные дети Красноярья».

-       Рыбакова Ирина Евгеньевна, а сейчас Антонюк Светлана Владимировна руководители городского методического объединения педагогов-организаторов.

Происходит и взаимообмен ресурсами, как в организации интеллектуальных игр для ЭХЗ: С.В. Александровская берет на себя организационные вопросы, взамен формируется призовой фонд детских интеллектуальных игр.

Успешность работы нашего отдела, как никакого другого зависит от взаимодействия со школами города, в этом плане мы должны думать, как объединить усилия и ресурсы, понять, что не нужно делить заслуги ребенка, а прийти к пониманию, что это наш общий результат. Мы не претендуем на первенство, в аналитике для Управления образования всегда отмечаем успехи обучающихся с учетом вклада общеобразовательных учреждений, просчитываем в процентном соотношении представленность учащихся различных школ в базе «Талант», это несомненный бонус школы.  Содержание всех успешных стратегий строится на взаимодействии, а не соперничестве, но нам еще предстоит отработать механизмы партнерских отношений со школами на основе сотрудничества. Только в этом случае потенциальные условия станут реальными ресурсом развития.

При проблемном анализе на заседании отдела был предложен ряд организационныхшагов в этом направлении:

-                           Грамоты и благодарственные письма директорам и классным руководителям (т.к. успех ребенка у нас – это академические результаты школы, помноженные на творческие результаты Центра; Делается НОУ.

-                           Двойной заявитель на конкурсах (Премия и стипендия мэра, губернатора и т.д.; с этой целью инициировать внесение поправок в Положения об этих конкурсах);

-                           Мы хотим внести на рассмотрение УО следующее предложение: включить в объемные показатели образовательных учреждений количество обучающихся в дополнительном образовании.

Результаты участия обучающихся отдела в различных интеллектуальных и социальных конкурсах – это результат профессиональной системной работы моих коллег по отделу.

Но это и результат того, что сегодня в Центре создано воспитательное  пространство, которое позволяет ребенку пройти через многообразие социальных позиций. Именно в этом наш приоритет перед школой, в современной школе отмечается бедность социальных отношений. А чтобы создать любую практику, в том числе образовательную, нужно создать определенную систему социальных отношений. В этом плане мы также представляем достойную альтернативу существующим неформальным и асоциальным подростковым и молодежным структурам.

Как утверждает Александр Анатольевич  Попов, если рассматривать образовательное  пространство как социальное, то это территория взрослых проб, взросления, взрослых дел. В этом наш главный ресурс в привлечении обучающихся.

Проявить социальное пространство города и пути взаимодействия с различными административными структурами позволяет система развития добровольчества. В рамках этого движения мы сотрудничаем на территории с УСЗН, КБУ, ДОУ, ОУ, со службой наркоконтроля, с общественными организациями Совет ветеранов, Всероссийский женский союз «Надежда России», Совет молодых специалистов ЭХЗ, с представителями бизнес-сообщества. Специализированными детскими учреждениями, как базами практики.

Добровольческое движение расширяет границы партнерства далеко за пределы города: это и краевой центр добровольчества, Центр развития добровольчества (г. Москва), Фонд созидания, краевой молодежный центр «Лидер» (специалисты высочайшего уровня в медиапрактике, социальных проектах, всем известен их творческий проект «Новый фарватер»), Краевой молодежный Медиа-центр «Прожектор края».

Результативно развивается партнерство с Агентством детских общественных инициатив, от которого Центр получает практическую помощь, обучение, консультации, мастер-классы, своевременное информирование обо всех краевых проектах и акциях. Представители СМС входят в Краевой школьный парламент, являются членами штаб-квартиры КШП, краевого штаба медийщиков, это официальный статус, и серьезная мера ответственности: ребята разрабатывают план краевых мероприятий, освещают их в СМИ.

 Расширение сетей, партнерств, разнообразных форм сотрудничества и взаимодействия позволяют создавать атмосферу творческого развития, инфраструктуру для совместной работы, создает условия для реализации способностей и интересов подростков в общественно значимой совместной деятельности, в реализации подростками собственных социально-приемлемых общественно значимых проектов. 

Получению ресурсов из вне может способствовать или препятствовать статус учреждения: формальный (официальный) и неформальный (имидж).

Официальный статус оценивается через соответствие типу учреждения (дворец, дом, центр и т.д.) по количеству реализуемых направлений. «Перспектива» и Открытый университет школьников  развивается в сфере упрочения собственного статуса.

Но кроме официальной оценки деятельности организации, немаловажную роль в ее ресурсном благополучии играет имидж. Учреждения дополнительного образования раньше школ озадачились проблемой того как их воспринимают в окружающей среде, и можно сказать, что немало делали и делают в этом сфере. Однако как это бывает нередко, презентационная работа имеет стихийный характер. Поэтому для качественной организации этой деятельности будет уместным анализ того образа, который сложился у организации. Для решения указанной задачи подойдет несколько способов:

  • анализ публикаций об учреждении в СМИ: следует отметить, что ОУШ и Центр в целом дают немало информационных поводов для городских СМИ,
  •  осмысление презентационной деятельности

Сфера неофициального признания тесно взаимосвязана с деятельностью, направленной во вне (проведение массовых праздников в городе, это прерогатива МАИС, муниципальных этапов конкурсов в сфере интеллектуального и социального творчества и т.п.).

Подводя итог, можно сказать, что работа Центра в окружающем социуме достаточно результативна и эффективна: мы создаем условия для самоопределения подростков относительно их будущего образа жизни, их места в общественной структуре и для осознанного выбора профессии.

И если мы посмотрим на процесс управления ресурсами в реализации воспитательной системы «Перспективы», то она вполне соответствует ресурсной концепции, которая требует опережающего создания и развития своих уникальных ресурсов и способностей. «Видеть – дальше, думать – лучше, делать быстрее!». Управленческий ресурс, в этом смысле, у нас тоже уникален и является залогом успешности реализации воспитательной системы.